Безопасность эксплуатации транспортных средств во многом зависит от состояния используемых шин и колес, поэтому многие автовладельцы задаются вопросом: каковы требования к шинам и колесам ТС и какому риску они подвергают себя и других участников дорожного движения нарушая требования регламента.
Действующие в РФ требования к шинам и колесам опубликованы в Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденном Решением Комиссии Таможенного Союза № 877 от 09 декабря 2011 г.
- Какие требования предъявляются к шинам ТС
- Какие требования предъявляются к высоте рисунка протектора шины
- При каких условиях и неисправностях шин и колес запрещена эксплуатация ТС
Какие требования предъявляются к шинам ТС
В Приложении № 8 к Техническому регламенту «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации» существует раздел 5, который называется «Требования к шинам и колесам». Все существенные требования к шинам и колесам, указанные в данном документе, перечислены ниже:
- Шина должна иметь на своей поверхности нанесенные надписи о номинальной размерности, категории скорости и несущей способности;
- По категории скорости, нанесенной на маркировке шины, шина должна соответствовать или превышать максимальную конструктивную скорость автомобиля;
- Фактическая максимальная масса транспортного средства с грузом, приходящаяся на каждую шину, не должна превышать максимально допустимую массу для данной шины;
- Шина должна соответствовать размерности колеса и рекомендациям эксплуатационной документации транспортного средства;
- Зимние шины с шипами должны устанавливаться строго на все колеса;
- Использование зимних шин запрещено в летние месяцы (июнь, июль, август);
- В зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) использование автомобилей, не укомплектованных зимними шинами, запрещено. Срок, в который эксплуатация автомобилей обязательна с зимними шинами, может быть скорректирован в сторону увеличения региональными органами власти государств – членов Таможенного союза;
- При эксплуатации автомобилей со сдвоенными колесами колеса должны быть установлены таким образом, чтобы их вентильные отверстия совпадали. Необходимость этого продиктована обеспечением возможности подкачки шин и проверки давления воздуха;
Какие требования предъявляются к высоте рисунка протектора шины
Согласно п. 5.6.2 Приложения № 8 к Техническому регламенту регламентируется остаточная глубина рисунка протектора шины при отсутствии индикаторов износа.
- Для категории L (мототранспортные средства) – 0,8 мм;
- Для категории автомобилей N2, N3, O3, O4 (грузовые автомобили и их шасси с технически допустимой массой от 3,5 т до 12т и свыше 12т, а также прицепы и полуприцепы к транспортным средствам с технически допустимой массой от 3,5 т до 10т и свыше 10т) — 1 мм;
- Для категории автомобилей M1, N1, О1, О2 (легковые транспортные средства для перевозки пассажиров с числом мест для сидения пассажиров меньше 8, грузовые автомобили с допустимой массой до 3,5 т, а также прицепы и полуприцепы к транспортным средствам с технически допустимой массой до 0,57 и до 3,5 т) — 1,6 мм;
- Для категории автомобилей М2 и М3 (транспортные средства для перевозки пассажиров с массой до и более 5 т и числом мест для сидения больше — 2 мм.
Категории транспортных средств указаны в Приложении № 1 к Техническому регламенту.
При каких условиях и неисправностях шин и колес запрещена эксплуатация ТС
Условия и неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, в том числе шин и колес, перечислены в требованиях к шинам и колесам (п. 5.6 и 5.7 Приложения № 8 к Техническому регламенту) и в п. 5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г.:
- Если на шине появился хоты бы один индикатор износа;
- Если индикаторы износа не предусмотрены, измеряется остаточная глубина рисунка протектора шины. Если она меньше или равна величинам, указанным в предыдущем пункте (в зависимости от категории ТС), шина считается непригодной;
- Для шин, предназначенных для эксплуатации на заснеженных и обледеневших участках дороги и промаркированных знаком в виде трех горных вершин со снежинкой остаточная высота протектора меньше или равна 4 мм;
- При замене золотников на иные нештатные приспособления (пробки, заглушки и т.п.);
- При повреждениях шины (сквозных и несквозных порезах, пробоях и т.п.);
- При отсутствии положенных по конструкции гаек и болтов на колесах ТС;
- При трещинах и повреждениях на дисках колес, в том числе, если повреждения устранены сваркой;
- Если размеры и форма отверстий для крепления на колесных дисках имеют видимые отличия;
- Если на одну ось автомобиля установлены разные шины (с разными размерами, разными категориями скорости, разными индексами несущей способности, разной конструкции, в том числе бескамерные, камерные, радиальные, диагональные, зимние и незимние, с разным рисунком протектора, новые и восстановленные). Единственное исключение – допускается временная установка запасной шины;
Случаи, при которых допускается использование восстановленных шин, указаны в п. 5.8 Приложения № 8 к Техническому регламенту.
Так, не допускается применение шин, восстановленных наложением нового протектора, на передней оси автомобиля. Во всех остальных случаях:
- Шины разрешается восстанавливать только один раз. Повторно восстановленные шины не допускаются и использованию;
- На шинах старше семи лет восстановление протектора не допускается;
- Восстановленные шины должны иметь маркировку “Retread”;
- Маркировка восстановленных шин не должна показывать более высокую категорию шины по скорости и несущей способности;
- Маркировка восстановленной шины должна иметь знак международного утверждения.
Кодекс административных правонарушений РФ (ч. 1 ст. 12.5) предусматривает наказание в виде штрафа размером 500 руб. за управление транспортным средством при наличии вышеперечисленных неисправностей.