- Новые правила оформления ДТП с 1 июля 2015
- При каких условиях можно оформить европротокол при ДТП на месте аварии
- Как оценить материальный ущерб для оформления европротокола
- Проверка полиса на сайте РСА перед заполнением европротокола
- Что представляет собой европротокол?
- Как правильно заполнить бланк европротокола
- Что будет, если вы не предоставите европротокол в страховую
Начиная с 1 июля 2015 года, вступили в законную силу изменения в правилах дорожного движения, согласно которым водители, попавшие в дорожно-транспортное происшествие, обязаны самостоятельно выполнить комплекс действий, необходимых при оформлении европротокола ДТП без вызова ГИБДД.
Как вы знаете, начиная с 2009 года, отечественным автомобилистам стало доступно оформление дорожно-транспортного происшествия (ДТП) без ГИБДД (то есть без присутствие «гаишников»), целью которого является возмещение полученного ущерба в рамках европротокола – по ОСАГО (полис обязательного страхования автогражданской ответственности). На уровне законодательства российских автовладельцев стимулируют к упрощенному варианту оформления ДТП. Помимо этого Центробанком РФ были утверждены минимальные требования, применимые к ДСАГО и КАСКО, поэтому, начиная с сентября 2014 года, страховщики были обязаны принимать европротокол и в рамках добровольных видов автострахования. Давайте разберемся как оформить европротокол ДТП без вызова ГИБДД.
- Новые правила оформления ДТП без ГИБДД с 1 июля 2015
- При каких условиях можно оформить европротокол при ДТП на месте аварии
- Как оценить материальный ущерб для оформления европротокола?
- Проверка полиса на сайте РСА перед заполнением европротокола
- Что представляет собой европротокол?
- Как правильно заполнить бланк европротокола
- Что будет, если вы не предоставите европротокол в страховую?
Новые правила оформления ДТП с 1 июля 2015
С 1 июля 2015 года изменены правила оформления ДТП – попавшие в аварию водители, в случае, если был нанесен только имущественный вред, обязаны сначала осуществить видео- и фотосъемку положения транспортных средств по отношению к объектам дорожной инфраструктуры, расположения транспортных средств друг к другу, а также сфотографировать предметы и следы от ТС, которые имеют непосредственное отношение к аварии. После фото- или видео-фиксации водителям необходимо освободить проезжую часть. Обязанность освободить проезжую часть возложена на водителей для исключения препятствия движению по дороге других транспортных средств.
В случае, когда характер повреждений и обстоятельства ДТП вызывают у сторон разногласия, участникам аварии необходимо сообщить о произошедшем дорожно-транспортном прошествии в полицию и уточнить, где именно будет происходить оформление дорожного происшествия. На усмотрение сотрудника полиции может быть определено следующее:
- Оформление ДТП в подразделении полиции, расположенном вблизи места аварии.
- Оформление ДТП на ближайшем посту дорожно-постовой службы.
- Оформление непосредственно на месте ДТП.
В том случае, если полицейский сообщит, что оформление документов по дорожно-транспортному происшествию будет проходить не на месте аварии, участники обязаны покинуть место происшествия и приехать по указанному сотрудником адресу. Перед этим участникам аварии требуется записать телефоны, адреса и фамилии очевидцев происшествия. Подобный вариант не исключает необходимость провести фото- или видео-фиксацию места ДТП и расположение ТС, предметов и следов аварии относительно дорожной инфраструктуры.
В случае, когда у участников ДТП не возникает спорных вопросов, тогда в полиции звонить нет надобности, оформление ДТП по европротоколу проходит в данном варианте без привлечения сотрудников ГИБДД.
Важно отметить, что упрощенный вариант оформления ДТП по европротоколу без ГИБДД возможен если авария произошла с участием двух транспортных средств (не более), в таком случае участники дорожно-транспортного происшествия могут самостоятельно оформить необходимые документы без привлечения сотрудников полиции. Это относится и к транспортным средствам, оснащенным прицепами. Причем участники могут и вовсе отказаться от оформления ДТП, если ущерб незначителен. В случае же, когда в ДТП столкнулись три и более ТС, и повреждения причинили вред лишь имуществу — участники имеют право оставить место аварии и отправиться в близлежащее отделение полиции или пост ДПС – где они совместно с сотрудниками полиции должны будут оформить все необходимые документы.
При каких условиях можно оформить европротокол при ДТП на месте аварии
Если на месте происшествия у участников разногласий не имеется, а вред был нанесен лишь имуществу, то они могут сэкономить время, и оформить европротокол ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Главное, это внимательно заполнять документы протокола, чтобы избежать лишних ошибок.
Давайте первым делом разберемся, при каком дорожно-транспортном происшествии целесообразно и возможно оформить европротокол? Вот ряд условий, необходимых для упрощенного оформления ДТП по новым правилам, действующим с 1 июля 2015 года:
- Столкновение случилось между двумя транспортными средствами (следует напомнить, что прицепы не являются отдельными транспортными средствами). Оформление по упрощенной схеме подразумевает наличие столкновения – это обязательное условие, то есть бесконтактные ДТП нельзя оформить, используя упрощенную схему европротокола.
- В результате дорожного происшествия вреда здоровью и жизни участников нанесено не было. Ущерб был причинен лишь транспортным средствам.
- В результате дорожно-транспортного происшествия ущерб был причинен лишь двум транспортным средствам и никакое имущество третьих лиц не пострадало.
- Оба водителя-участника ДТП имеют полис ОСАГО или «Зеленые карты» (действующие на день аварии). Если за рулем находились не владельцы авто, то для упрощенного оформления европротокола, управляющие в момент ДТП транспортными средствами лица, должны быть допущены к управлению соответствующих ТС (вписаны в полис ОСАГО, если он предполагает ограниченный список водителей);.
- У участников аварии не должно быть спорных вопросов относительно перечня видимых повреждений и их характера, а также обстоятельств ДТП.
- Причиненный материальный ущерб потерпевшему должен быть не более 50 000 рублей. Но здесь одно «но» — если один из страховых полисов был заключен до 2 августа 2014 года, то сумма ущерба должна быть не более 25 000 рублей.
Для страховых ситуаций, которые случились на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Московской области и Москвы, установленные лимиты не будут применяться в том случае, если два страховых договора были заключены после 1 октября 2014 года. При этом в машине должна осуществляться фиксация происходящего на дороге посредством технических приборов контроля. Они обеспечивают регистрацию информации, коррекция которой невозможна. Также ТС в обязательном порядке должно быть оснащено современными навигационными средствами, обеспечивающими некорректируемую регистрацию данных. Требования к устройствам фиксации и порядок предоставления зафиксированной информации регламентированы на правительственном уровне – постановлением №1002 от 1 октября 2014 года.
Как оценить материальный ущерб для оформления европротокола
Ущерб, причиненный автомобилю, оценить на месте сложнее всего, это связано с тем, что стоимость ремонтных работ и запасных частей существенно отличается для каждой марки авто, а во время наружного осмотра может быть не видно, какие узлы и детали пострадали и требуют замены. Но для того чтобы составить европротокол, водителю все равно придется оценивать размер ущерба, поэтому в идеале лучше сфотографировать все повреждения и попытаться быстро отправить фотографии специалисту, который по телефону проконсультирует вас и даст свое заключение/рекомендации по оценке материального ущерба, нанесенного ТС.
Как правило, установленного лимита в 50 000 рублей вполне хватает на то, чтобы устранить царапины и потертости на трех-пяти наружных элементах авто среднего и эконом-класса. Вполне возможно, что этой суммы хватит и на замену (с окраской) одного из элементов для автомобиля средней ценовой категории.
Проверка полиса на сайте РСА перед заполнением европротокола
Если все условия, необходимые для оформления европротокола выполнены, и водители-участники ДТП исполнили свои обязанности, сфотографировав поврежденные ТС и место ДТП (действия, предусмотренные новыми ПДД), то можно смело приступать к заполнению европротокола (то есть «извещения о ДТП»).
Перед заполнением, проверьте, не окончился ли срок действия страховых полисов ОСАГО у участников ДТП. Это важная процедура, так как данные Российского Союза Автостраховщиков свидетельствуют, что довольно существенная доля отказов в выплатах связана с тем, что полис не был подтвержден, то есть был либо истекшим, либо подделкой. На сайте РСА вы можете получить информацию о действительности полиса (очевидно, что для подобной проверки вам потребуется выход в интернет). Обязательно сверьте данные, которые отражены в полисе ОСАГО с информацией, размещенной на вебсайте РСА. Такая процедура будет особо актуальна после того, как 1 июля 2015 года были введены электронные бланки ОСАГО, и у участника ДТП на руках может не быть оригинального бумажного полиса. Имейте в виду, что на сайте Российского Союза Автостраховщиков можно проверить необходимые данные не только по государственному номеру ТС, но и по VIN-номеру.
Что представляет собой европротокол?
Бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии (европротокол) представляет собой два самокопирующихся листа, скрепленных между собой по верхней кромке, которые выдаются страховыми компаниями автовладельцам при заключении договора страхования по ОСАГО. Третий лист европротокола представляет собой инструкцию по заполнению соответствующих пунктов бланка-извещения.
При оформлении ДТП по европротоколу заполняется один экземпляр бланка (любого из двух участников аварии). Мы рекомендуем заполнять евро-протокол шариковой ручкой – тогда копия на нижнем самокопирующемся листе получится четкой и хорошо читаемой.
Участники ДТП договариваются между собой, кто заполняет сторону «А», а кто сторону «Б». Перед заполнением документа, совместно со вторым участником ДТП проанализируйте пункт 16 извещения и убедитесь, что вы одинаково трактуете стандартные «Обстоятельства ДТП».
Как правильно заполнить бланк европротокола
Сегодня количество водителей, которые получили отказ о возмещении ущерба по причине некорректно заполненного европротокола, достаточно велико. Чтобы не стать одним из них, рекомендуем вам очень внимательно заполнять бланк извещения о ДТП:
- К пунктам 1-8, расположенным в верхней части извещения, вопросов нет. Они заполняются любым из участников и не вызывают затруднений.
- Пункты 9-12 заполняются каждым из участников – туда вносится информация из соответствующих документов.
- В пункте 14 «Характер и перечень видимых повреждений» прописываются все видимые повреждения, относящиеся к ДТП. Для описания используйте точные формулировки: «Деформация», «Вмятина», «Царапины», «Потертость». Данная графа должна быть заполнена максимально полно, так как именно по ней страховая компания будет определять размер выплаты.
- В пункте 16 с помощью проставления галочки выбираются соответствующие одно или несколько обстоятельств. В нижней части обязательно нужно указать число пунктов, которые были отмечены. Не забывайте использовать терминологию ПДД, чтобы четко охарактеризовать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.
- Схема ДТП составляется в пункте 17. На ней участник обозначает контуры дороги, указывает направление движения, названия улиц, конечное положение ТС. Также необходимо обозначить предметы, имеющие отношения к ДТП, нанести дорожную разметку, указать имеющиеся светофоры и дорожные знаки.
- Лицевая часть бланка заверяется каждым участником ДТП (ставится личная подпись). Это необходимо сделать дважды – в пункте 18 и ниже в п. 15.
- Любые исправления, которые потребовались в ходе заполнения полиса, заверяются подписями обоих участников происшествия.
После заполнения лицевой части европротокола, бланк подлежит разделению, и оба участника заполняют свою часть извещения, сделав предварительную отметку о том, по какому ТС даются пояснения («А» или «Б»). Следует помнить, что обстоятельства ДТП, указанные с обратной стороны бланка, должны соответствовать обстоятельствам на лицевой стороне. Бланк подписывается тем участником, который его заполнил.
Что будет, если вы не предоставите европротокол в страховую
В течение пяти дней оба участника дорожного происшествия должны направить бланк европротокола, заполненный собственной рукой, каждый в свою страховую компанию.
Имейте в виду, что выплата не будет произведена потерпевшему в том случае, если им не будет предоставлен бланк европротокола в страховую, мало того, по той же причине непредоставления бланка извещения о ДТП страховщик, произведший выплату потерпевшей стороне, может предъявить «виновнику» регрессное требование в размере произведенной выплаты. Об этом говорится в пункте «ж» ст. 14 закона об ОСАГО. Аналогичными правами обладает страховая компания в том случае, если «виновник» утилизировал ТС или осуществил ремонтные работы до того, как истечет пятнадцатидневный срок со дня ДТП (нерабочие и праздничные дни исключаются из установленного пятнадцатидневного срока).
Да уж. Вот так новые правила! Любой в здравом уме не будет себе на голову такой «геморрой» вешать. Чуть что не так заполнил или сделал — и тю-тю твои денежки! Лично я за вызов ГИБДД. Пусть делают свою работу.
У меня есть подозрения, что это намеренное затягивание дела по формальным признакам, а не непонимание страховых принципов в целом. Вот это и есть то самое настоящее «шоу», и сейчас к вам выйдет адвокат СК и детально разложит по полочкам, что вы просили денег не так, как надо! Не приседали в реверансе, не били челобитную, а вот так грубо хотели денег. Я бы порекомендовал всем автовладельцам в случае любого «динамо» ВСЕГДА требовать ответ в письменном виде, почему вам отказали. Понятное дело, запросить нужно сразу, не теряя времени – как только запахло «жареным». Нужно осознавать, что само по себе фактическое требование сформулировать причину отказа оказывает так сказать некоторое дисциплинирующее действие. Ведь в таком случае «ляпнуть» глупость не получится, необходимо максимально обосновать причины отказа. И им же хуже, если им это оказалось не «по зубам». Вдобавок, этот документ поможет оказывать юридическое давление. К примеру, ваша страховая компания написала вам, что отказ произошел со стороны виновника, а вы в ответ пишите письменную претензию (в вашей ситуации параллельно с действиями виновной стороны) на тему, что это в их компетенции предоставить пакет документов в СК виновника. И это полностью их дело вести переговоры и разбираться между собой. И не хотят ли они таким образом сказать, что комплект потерпевшей стороны (то есть ваш) подлежит сомнению? Ну и, в-третьих, досудебное разбирательство значительно охладит пыл юрлица, если будут приложены несколько предыдущих бумаг, так как они четко понимают, какие последствия их могут ожидать.
я вот сегодня вызвал дпс— прлучил крик и угрозы от них, в результате отказ от оформления и пришлось составлять европротокол!!
Вот это упрощенный способ!!! Мне кажется, что проще позвонить в полицию и вызвать на место ДТП сотрудника ГИБДД. Ну и пусть придется прождать гаишников пару часов, зато риски не получить компенсации по страховке будут минимальные. А то не так написал, не так оформил этот европротокол, неправильно оценил ущерб. Лучше прождать пару часов, чем потом плакать над тем, что машину придется ремонтировать за свой счет, так как страховщик найдет причину отказать в выплате. И, кстати, при оформлении ОСАГО мне не выдавали никакого самокопирующегося бланка, хотя по логике должны были дать (знаю, что надо было требовать, но всё в спешке, а страховой агент этим и пользуется)
Мое мнение, что сами страховые компании сегодня являются главным препятствием к заполнению европротокола в ДТП. Большинство людей уже утратило доверие к институту ОСАГО. Хотя, первые годы мы все радовались его введению, как уверенному шагу к цивилизованному решению вопросов, связанных с причиненным в авариях ущербом. И что мы увидели дальше? Страховые компании целенаправленно занижают выплаты, по любому возможному поводу при методике «решения проблемы» без вызова сотрудника ГИБДД выдают отказ. Неужели после этого кто-то будет использовать предложенный новыми поправками метод?
Думаю, на внедрении этого метода можно ставить крест уже сегодня, ибо кроме проблем он пока что ничего не предлагает. Если даже раньше автовладельцу приходилось обивать пороги судов, имея на руках пакет официальных документов от соответствующих госструктур, то сегодня без бумаг и подтверждения ГИБДД многие не пойдут на такой неоправданный риск, так как страховщики отказывают влет под предлогом подозрения в мошеннических действиях.
Считаю, люди в здравом уме понимают, что речь идет о достаточно солидных суммах, которые можно не увидеть вообще, если неправильно составить европротокол или не выполнить ряд обязательных мероприятий. Кто будет рисковать, если речь идет о столь высоких ставках? По-моему, проще вызвать полицию и передать всю процедуру оформления ДТП в их руки.
Раздолье для адвокатов и юристов! Плюс все эти изменения процесса оформления ДТП могут и водителей подковать в юридических и правовых вопросах, заставят учить свои права и обязанности, вникать в страховые договоры, изучать рынок перед тем как покупать полис ОСАГО.
Смущает вот эта фраза: «ОБА участника дорожного происшествия в течение пяти дней должны направить заполненные бланки, КАЖДЫЙ своему страховщику». Вопрос касательно виновной стороны. А зачем ему что-то предпринимать и отправлять бумагу своей Страховой компании? Зачем оно ему в принципе надо, лишний раз напрягаться ради кого-то? А как поступит страховая компания, если «виновник торжества» не отправит свой бланк? Все шишки будут падать на пострадавшую сторону, что второй участник не отправил свой бланк? А как, интересно, сам пострадавший будет контролировать, и отслеживать процесс отправки? И может ли он вообще хоть как-то повлиять на этот процесс.
Чаще всего пострадавшая сторона будет обращаться к автоюристам
Ну, вот какой человек вменяемый будет этим пользоваться таким порядком оформления, скажите мне? Вот, например, случилось ДТП, все нервничают и переживают. И тут надо:
1. Оформить по всем правилам бланк европротокала. Думаю, многие из вас последний раз писали шариковой ручкой письма много лет назад. И по факту – допустил описку, промахнулся клеткой и прощай выплата. Причем весь на нервах, когда вниманием не пахнет!
2. Сделать видео и фото! А если у тебя старенькая Нокиа, где «дореволюционная» фотокамера? А тут надо сделать кучу фоток нормального качества, провести панорамную съемку, вид сбоку, снизу, сверху, чтобы страховая компания дала согласие на выплату. А это у вас единственный шанс! Другого шанса возместить ущерб не будет.
3. Оцениваем повреждения самостоятельно. Это как, простите? Я ума не приложу, сколько стоит снять бампер, отрихтовать его, покрасить. Как будет сотрудник автосервиса по мутной телефонной фотографии давать советы, а тем более предоставлять точные расценки? Тем более, никакой ответственности нет в этом случае. Засада кроется именно здесь.
4. Мне тоже страховщики не дали самокопирующегося бланка – где мне его брать?
Мне кажется, все сделано для того, чтобы уменьшить число таких случаев по максимуму. Страховщикам это вообще не надо. Для них, чем сложнее и мудренее путь, тем проще отказать в выплате по ОСАГО. И главные лоббисты – именно они.
Самостоятельно я бы тоже не советовал оценивать ущерб автомобилю, что своему, что чужому, под капотом может что-угодно от ДТП выйти из строя, и потом могут быть серьезные проблемы с доказательством того, что именно по причины аварии поврежден тот или иной узел или агрегат автомобиля
Вроде бы, сейчас должно работать правило, что если виновник ДТП не отправил в положенный срок свой экземпляр, то страховщик будет работать по данным потерпевшей стороны. Виновнику в качестве наказания выкатывается регресс. Такая страховая практика сейчас применяется за несоблюдение правил и норм страхования. Но с нашими страховыми компаниями запрос виновной стороной документов от потерпевшей стороны может превратиться в фееричное шоу. Хотя, может, все не так страшно.
Важное в вашей информации «..может превратиться в шоу, а может все не так и страшно». Недавно я был пострадавшей стороной, и страховщик мне отказывал в выплате. Я принес протокол в свою страховую компанию, и она отослала документы к страховщику виновника. Оттуда пришел отказ, причем детальной формулировки отказа предоставлено не было. Было что-то вроде – СК виновника не владеет информацией. Мне пришлось два месяца обрывать трубки страховщикам, причем виновница, оказавшись хорошим и порядочным человеком, звонила САМА. Она несколько раз ездила в свою страховую компанию, а я самолично передавал в головной офис своего страховщика все документы по европротоколу. В итоге – выплату произвели. Какой вывод сделал я? Что даже сами СК не понимают, что конкретно нужно предпринять, и четкой, однозначной трактовки у них не имеется. А если бы мою ситуацию перенести из головного московского офиса куда-нибудь в глубинку, где я был проездом? А если виновной стороне вообще было «фиолетово» после оформления европротокола, и он попросту выкинул в мусор свой лист, а я бы, естественно, не нашел его? То есть я не могу с уверенностью сказать, что все было бы гладко и я бы получил выплаты. И это не просто на основании сторонних выводов, а на собственном опыте.
Да, тут вопросов по получению страховки вагон и маленькая тележка, скорее всего, опыт за пару лет заставит законодателей вносить коррективы в процесс оформления ДТП по европротоколу
Полная жесть!!! К чему тогда в страховых компаниях есть должности экспертов по ущербу, зачем эти аварийные комиссары, если любой владелец авто без привлечения профессиональной помощи может теперь навскидку определить размеры ущерба? Или страховщики решили заняться оптимизацией штата сотрудников и экономией на ФОТ, чтобы в будущем положить денежки себе в карман? И если теперь сотрудники ГАИ будут реже выезжать на место ДТП, то и их штат будет за ненадобностью сокращен, или они в это время будут попросту отдыхать?
Мое мнение, что проще и конструктивней будет заплатить 1000 рублей по ст. 12.27 КоАП, чем впоследствии получить всего 50 000, когда сумма ущерба окажется равной 70 000.
А давайте представим следующую ситуацию – к пример какой-нибудь гастарбайтер без регистрации въехал в вашу машину, вроде как согласился, что виноват, и вы договорились ехать в полицию или на пост ГАИ, а по дороге он «случайно» пропал на своей машине. Вы приехали на пост ГАИ, а виновник нет, и что делать дальше? А может случиться еще и так, что пострадавшему скажут: «А на каком основании вы уехали с места дорожного происшествия?». А это грозит уже лишением водительских прав!
Я думаю, что эти новые правила оформления европротокола совсем не в интересах автовладельцев.
50 000 рублей выплатит страховая компания, а оставшуюся двадцатку – виновник.
Я знаю, что к каждому оформленному полису ОСАГО должны выдаваться бланки извещения о ДТП. Но вот соблюдается это требование закона на самом деле в реале? НЕТ! Даже правила оформления европротокола дают не всегда!!!
Я бы не стал платить и покупать полис у страховой, которая не выдает весь пакет необходимых документов и бланков
Снова «лохнес», страховщики и так кучу преград поставили перед автовладельцами. Чего стоят одни допы при страховке, даже при известных всем событиях, когда типа их прижали и толку, без допов не продают. Европротокол я и в глаза не видел, никто мне его не давал. Я не должен кончать юридический для заполнения бумажек, я так же не должен спрашивать сертификат на колбасу в магазине, потому что без оного ее там быть не должно.
Везде можно навести порядок и четкие правила игры, ну у власти похоже желания совсем нет…
Либо очень хорошее лобби у страховых в Государственной Думе или генпрокуратуре, раз не может государство на них управу найти
В прошлом году стал виновником дтп. Оформили все сами по европротоколу. Пострадавшая сторона получила полную выплату, хотя ущерб был меньше..
С начала 2017 года еще и онлайн-продажи полисов ОСАГО стали обязательны для всех страховых компаний… но распечатку еОСАГО водители всё равно должны возить с собой!