Работа сотрудника предприятия розничной торговли, именуемого мерчендайзером не ограничивается лишь выкладкой товаров на полки магазина. Изначально название должности произошло от английского «merchandise», что в переводе может быть и существительным (товар) и глаголом (продавать, торговать). Добавление к слову «merchandise» окончания «er» и формирует название специальности сотрудника, отвечающего за товароведение, таким образом «merchandiser» — это товаровед, если говорить по-русски, то есть специалист, отвечающий в определенной степени за реализацию товаров в торговых сетях (супер- и гипермаркетах). Главная задача такого товароведа — рост объема продаж в конкретной торговой точке.
Для того чтобы работать по данной специальности не обязательно иметь профильное высшее образование, чаще всего достаточно пройти соответствующие обучающие курсы мерчендайзинга, которые длятся несколько месяцев и позволяют получить базовые навыки работы мерчендайзера. Для начала трудовой карьеры такая работа вполне подходит как молодым, так и тем, кто решил поменять профессию.
- Общие обязанности мерчендайзера
- Обязанности мерчендайзер в супермаркете
- Задачи и обязанности супервайзера мерчендайзеров
- Чем отличаются мобильный и стационарный мерчендайзеры?
- Должностная инструкция мерчендайзера
- Образец должностной инструкция мерчендайзера
В этой публикации мы разберемся, каковы обязанности мерчендайзера, за что он непосредственно отвечает, какими правами обладает, а также как выглядит должностная инструкция мерчендайзера на готовом примере.
Общие обязанности мерчендайзера
Чтобы добиться исполнения главной своей задачи мерчендайзер должен выполнять целый ряд действий и предпринимать широкий круг мер, стимулирующих сбыт для повышения объёма продаж в магазине (супермаркете / гипермаркете).
К таким мерам можно отнести, например, следующие должностные обязанности мерчендайзера:
- регулярное изучение потребительского спроса, в зависимости от изменения портрета целевой аудитории магазина, от сезонности, и от прочих факторов;
- непосредственное участие в формировании ассортимента торговой точки (формирование ассортимента, управление остатками, и т.д.);
- оформление торгового зала (расстановка витрин, прилавков, торгового оборудования, освещения, аудио и видео сопровождения и т.д.);
- обеспечение нормативных условий для перемещения покупателей по торговому залу с учетом оптимальных возможностей выбора потребителями товаров;
- оптимизация торгового зала в целях снижения нагрузки на продавцов-консультантов;
- выкладка товара согласно корпоративной планограмме и размещение POS-материалаов;
- анализ схем и приемов работы конкурирующих торговых точек, поиск аналогичных товаров для пополнения собственного ассортимента, при невозможности пополнить его такими же, как и конкурентов;
- формирование отчетности по результатам применения маркетинговых инструментов;
- контроль роста сбыта ассортимента товаров;
- корректировка розничных цен на товар.
Данный перечень не полон, его можно расширять и корректировать в зависимости от особенностей торговой точки и ассортимента, а также от целей розничной компании, например, некоторые работодатели включают в должностную инструкцию мерчендайзера такие обязанности как поддержание имиджа торговой марки или бренда. Таким образом две работника разных компаний на одной и той же должности могут отвечать за разный фронт работ, об этом стоит помнить, устраиваясь мерчендайзером.
Обязанности мерчендайзер в супермаркете
Чаще всего в России мерчендайзеров нанимают для работы в супермаркетах (ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» — крупный универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков, а также предметов домашнего хозяйства, поздравительные открытки, косметика, посуда, лекарства, бытовая техника, товары для домашних животных, автомобильные товары) и гипермакетах (розничное предприятие, продающее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания с торговой площадью от 4000 м2 и товарным ассортиментом свыше 50 000 позиций). Работа таких магазинов просто невозможна без мерчендайзеров, а часто еще и без супервайзера мерчендайзеров (о его обязанностях мы расскажем ниже), ведь на таком большом ассортименте удерживать достаточных объем продаж, а тем более обеспечивать его рост без данных специалистов крайне тяжело.
Крайне важно понимать, что нанимаемый в супер- или гипермаркет (ГОСТ Р 51773-2009) мерчендайзер должен обладать не только базовыми навыками, но и хорошо знать психологию своих потребителей, от этого зависит успех реализации тех или иных товаров, остатки по которым слишком велики, либо товаров, норма прибыли от продажи которых самая высокая. Например, расположив товары, которые необходимо быстрее и в больших объемах продавать, на полках так, чтобы высота их выкладки была на уровне глаз посетителей, можно добиться роста продаж. Хороший мерчендайзер знает даже то, как именно лучше раскладывать те или иные товары и связки товаров в зависимости от сезона, знает как обеспечить эффект широкого ассортимента товаров, даже в том случае, если объективно он ограничен.
Именно в больших торговых точках затраты на данных специалистов розничной торговли экономически обоснованы и могут давать заметный рост продаж.
Задачи и обязанности супервайзера мерчендайзеров
Когда в большом гипермаркете работают одновременно несколько мерчендайзеров, то ими обязательно должен кто-то руководить, и лучше, если это будет делать человек, который досконально разбирается в работе этих сотрудников по своей должности. Таким руководителем и является супервайзер, именно супервайзер по мерчендайзингу организует работу мерчендайзеров, для чего должен обладать как управленческими навыками, так и аналитическим складом ума, ведь именно в его задачи входит обеспечения роста продаж на предприятии розничной торговли в целом, тогда как отдельные мерчендайзеры могут отвечать лишь за свою группу товаров, или за свой отдел.
При этом супервайзера не может самостоятельно нанять себе мерчендайзеров, он лишь присутствует на собеседованиях и после их завершение даёт свою оценку соискателя принимающему решение о найме работнику отдела кадров.
Иногда в должностные обязанности супервайзера вносится разработка планограммы — схемы выкладки товаров на полки/прилавки супермаркета. Эффективная планограмма — это ключевой инструмент в управлении торговым пространством супермаркетов и гипермаркетов. Если планограмма составлена эффективно, то она доносит до персонала торговой точки саму концепцию мерчендайзинга, помогает осуществлять контроль за соблюдением его стандартов, принятых в компании, а также повысить лояльность потребителей к данному розничному бренду.
Еще одной функцией супервайзеров является объединение и систематизация информации, получаемой из отчетов подчиненных, её обработка и подача сводных данных руководству предприятия розничной торговли в виде выводов и рекомендаций по стимулированию динамики продаж супер- или гипермаркета.
Чем отличаются мобильный и стационарный мерчендайзеры?
Существующая практика позволяет разделить мерчендайзеров на три категории:
- Мобильный мерчендайзер — еще такую должность можно назвать визитный мерчендайзер, он в течение рабочего дня выполняет свои обязанности в нескольких магазинов, курсируя из одной торговой точки в другую. Как правило такие специалисты встречаются в сетевых супермаркетах;
- Стационарный мерчендайзер — осуществляет функции мерчендайзинга только в одной торговой точке, то есть закреплен за одним супермаркетом/гипермаркетом;
- Гибридный мерчендайзер — это универсальный сотрудник, рабочий график которого зависит от возникающей необходимости исполнять свои функции в том или ином магазине торговой сети.
Разницы в обучении работника, претендующего на должность мерчендайзера той или иной категории, нет, то есть обязанности мобильного или стационарного специалиста ничем не отличаются, меняется только график работы и маршрут рабочих поездок.
Должностная инструкция мерчендайзера
Нанимая на работу мерчендайзера работодатель в соответствии с ТК РФ составляет трудовой договор, в котором описываются права и обязанности сторон, но если необходима более точная детализация функциональных обязанностей нанимаемого сотрудника, то в виде приложения к трудовому договору может быть составлена и согласована должностная инструкция мерчендайзера. Форма и содержание таких инструкций не регламентируется Трудовым Кодексом Российской Федерации, однако сложилась деловая практика, согласно которой и формируется данный документ, представляющий собой локальный нормативный акт, действующий только внутри торговой компании.
Базовая структура должностной инструкции мерчендайзера, как правило, включает в себя:
- Общие положения
- Должностные обязанности
- Права сотрудника
- Ответственность сотрудника
- Заключительные положения
В раздел «Общие положения» такой инструкции необходимо включить базовые требования к работнику на должности мерчендайзера, в том числе к образованию, опыту работы и профессиональной квалификации. Этот первый раздел может содержать также: список нормативных документов, с которыми нанимаемый сотрудник обязан ознакомиться перед началом работы; сведения о непосредственной подчиненности мерчендайзера вышестоящему руководству, а также порядок замещения работника на время его отсутствия при отпуске или при выходе на больничный по временной нетрудоспособности.
Самый главный раздел инструкции называется «Должностные обязанности» — именно он и позволяет расширить перечень обязанностей работника, которые по тем или иным причинам не внесены в трудовой договор. Чем полнее сотрудники кадровой службы заполнят данный раздел должностной инструкции мерчендайзера, тем проще будут работнику выполнять свои профессиональные функции, а руководству контролировать их выполнение, а еще такой подход позволит избежать трудовых споров о том, должен ли сотрудник выполнять те или иные трудовые функции или нет.
Разделы «Права» и «Ответственность» мы предлагаем изучить в приведенном ниже образце должностной инструкция мерчендайзера.
Образец должностной инструкция мерчендайзера
Сложившаяся деловая практика сформировала общепринятую структуру и содержание таких документов, мы предлагаем вам готовый образец должностной инструкции мерчендайзера, которым можно воспользоваться как шаблоном, для адаптации собственной трудовой документации на вашем предприятии розничной торговли.
Обратите ваше внимание, что должностная инструкция составленная отделом кадров, либо руководителем подразделения, либо юристами организации — заверяется подписью руководителя торговой компании. Только после согласования с директором такую должностную инструкцию кадровая службы подает на ознакомление и подпись нанимаемому мерчендайзеру вместе с трудовым договором.