Вступил в силу Федеральный закон N 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 1 мая 2019 года, который упрощает правила получения детских пособий — прописка для этого теперь не нужна, мало того, редакция закона не содержит даже требований о временной регистрации, то есть для пособия на первого или второго ребенка родителям больше не надо предъявлять регистрацию ни по месту жительства, ни по месту пребывания, при этом подать заявление на пособие можно в любом населенном пункте Российской Федерации.
Государственная Дума РФ приняла эту редакцию закона еще 11 апреля 2019 года, а уже 22 апреля новый закон был одобрен Советом Федерации. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон N 92-ФЗ — 1 мая, таким образом уже с 12 мая в Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» внесены следующие изменения:
а) «часть 4» после слов «по месту жительства» дополнить словами «(пребывания) или фактического проживания»;
б) «часть 5» после слов «по месту жительства» дополнить словами «(пребывания) или фактического проживания»;
2) «часть 1 статьи 5» после слов «об изменении места жительства» дополнить словами «(пребывания) или фактического проживания»;
3) «дополнить» статьей 6.1 следующего содержания:
«Статья 6.1
Информация о назначении и об осуществлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с настоящим Федеральным законом размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».».
До мая 2019 года детские пособия могли быть оформлены и выплачивались только по месту прописки одного из родителей (регистрации по месту жительства), что усложняло жизнь многим российским семьям, ломая планы на переезд в другой регион за более высокой зарплатой или более интересной работой, из-за риска потерять детские пособия, ведь на новом месте для оформления регистрации по месту жительства необходима либо собственная квартира, либо родственники, готовые такую постоянную регистрацию по месту жительства (прописку) оформить. В случаях, когда выгоды от переезда были выше, чем размер детских выплат, семьи фактически отказывались от своих прав, теряя доступ к социальной поддержке детей со стороны государства.
Эксперты сходятся во мнении, что законодательство, нацеленное на социальную поддержку семей с детьми, еще далеко от совершенства, законотворцам предстоит еще много работы, чтобы обеспечить достаточную и унифицированную социальную защиту для детей, так как на текущий момент очень много зависит от руководства регионов.
Например, местные власти самостоятельно устанавливают размер финансовой поддержки на школьное питание в государственных образовательных учреждениях, региона сами независимо друг от друга решают какой будет размер дополнительной материальной поддержки роженицам. На эти размеры такой поддержки в основном влияет финансовое состояние субъекта федерации, что далеко от идеалов социальной справедливости, хотя бы в отношении детей, ведь юные россияне не выбирали, в каком именно регионе им родиться. Специалисты предлагают сформировать и внедрить единые стандарты социальной поддержки семей с детьми, а на текущий момент это примерно 400 тысяч семей по всей России.