16 июля 2019 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект о возвращении комнат для курения в российские аэропорты. Если проект закона пройдет все стадии и вступит в силу, то операторы аэропортов получат право организовать комнаты для курения, оборудованные мощными системами вентиляции, чтобы обеспечить курящих пассажиров возможностью курить во время ожидания своего вылета, не покидая здание аэропорта.
Автором проекта закона № 315272-7 О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части установления возможности курения табака в специально выделенных изолированных помещениях аэропортов) стал депутат партии «Единая Россия» Сергей Боярский (сын знаменитого актера Михаила Боярского).
Ответственными по данному проекту федерального закона являются Комитет Государственной Думы по охране здоровья и Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству. Планируется, что в случае вступления в силу новых требований, аэропорты могут разместить специальные изолированные комнаты для курения в зонах, где находятся авиапассажиры, уже прошедшие предполетный контроль или следующие транзитом и ожидающие своих рейсов.
Сегодня в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение полностью запрещено как внутри помещений аэропортов России, так и на их территории.
Согласно текста пояснительной записки к законопроекту № 315272-7 с 2013 года эксплуатанты авиатранспортных узлов собирали информацию об эффективности подобной «защиты граждан, посещающих и присутствующих в аэропорту, от воздействия табачного дыма». Так вот, согласно данным соцопросов ВЦИОМ административный запрет курения на территории аэропортов на практике не привел к желаемым результатам. Попытки ужесточить контроль за соблюдением норм Федерального закона № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 г. в аэропортах приведут к росту расходов и затрат как со стороны государства, так и со стороны операторов авиаузлов страны.
Для справки:
- Согласно данным соцопроса, проведенного ВЦИОМ в мае 2015 года среди пассажиров ряда отечественных аэропортов («Шереметьево», аэропорта Сочи и нескольких других), 37% опрошенных пассажиров лично сталкивались с нарушителями запрета на курение в помещениях аэропортов.
- По данным всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного в мае 2016 года, 33% россиян не соблюдают запрет на курение в общественных местах (в том числе и транспортных узлах).
- Согласно справке, предоставленной администрацией аэропорта «Шереметьево», в 2016 году было зафиксировано 27 жалоб пассажиров на незаконное курение в туалетах и иных помещениях, расположенных в зданиях аэропорта, а за 6 месяцев 2014 года было возбуждено 1938 дел об административных правонарушениях в связи с курением на территории аэропорта.
Если же в аэропортах снова появятся «курилки», то это снимет проблемы воздействия окружающего табачного дыма на некурящих лиц на территории авиатранспортных узлов России, а также позволит выполнить требования Рамочной Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ), которая принята более чем 40 государствами и вступила в силу 27 февраля 2005 года.
При этом некоторые депутаты высказываются против данной инициативы партия «Единая Россия», например в беседе с журналистом информационного агентства ФАН депутат Федот Тумусов (заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия») заявил: «Лично я категорически против. Так я проголосовал и на заседании комитета, и на заседании Госдумы. Мы так придем и к решению о том, что надо и в ресторанах разрешить курить».
Сам автор законопроекта Сергей Боярский в ходе заседания думского комитета обратил внимание на то, что действующие штрафы за курение в общественных местах не выполняют своих функций, то есть такая борьба с курением не работают: «Во-первых, они невелики. Во-вторых, доказать факт правонарушения очень сложно. Один нарушитель, покуривший в туалете отравляет помещение на несколько часов. Потому что оно не предназначено для курения, там нет соответствующей мощной вентиляции. Таким образом, продукты горения табака, табачный дым вдыхают в том числе люди некурящие».
В поддержку законопроекта высказался и начальник управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Олег Калинкин, оценив в беседе с журналистами Национальной Службы Новостей шансы возвращения «курилок» в аэропорты: «Наверное, неправильно, что воздушный транспорт ранее отказался от предоставления специально оборудованных мест для курения. Гражданам бывает сложно выйти за пределы большого аэропорта. Соответственно, вырастает количество нарушений, что приносит больший вред окружающим».
По словам начальника управления на транспорте МВД России за пять месяцев 2019 года выявлено 24 000 курильщиков, нарушающих общественный порядок, куря в неустановленных местах, в результате было выписано штрафов на сумму около 5 млн рублей.
А вот Министерство здравоохранения Российской Федерации выступает против данного законопроекта, и еще в январе 2019 года предложило Государственной думе отклонить законопроект о возвращении специальных изолированных помещений для курения в аэропортах.
Давно пора! Ведь удобно же и нервы людям сэкономить и за счет менее напряженного состояния у курильщиков избежать потенциальных конфликтных ситуаций на борту самолетов во время полета!
Добрый день, Макс.
Специальные комнаты для курящих («курилки») в принципе, некурящим пассажирам не повредят, а курящих, может быть дисциплинируют… Некоторые затраты понесут аэропорты. Министерство здравоохранения против… Курящих не добавится и не убавится, кто курил тот и будет курить, кто не курил, тому всё равно, есть «курилки» или их нет…