Вы купили тот или иной товар, но он вам не подошел или оказался не нужен, поэтому вы решили обменять или вернуть покупку в магазин и получить назад свои деньги. Какие документы продавец вправе требовать при возврате или обмене товара? Согласно статьи 493 Гражданского Кодекса РФ договор купли-продажи между покупателем и продавцом считается заключенным с момента выдачи продавцом кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего факт покупки. В этой публикации мы разберемся обязательно ли сохранять чек и упаковку (коробку) на случай возврата товара?
При обращении покупателя в магазин с просьбой вернуть или обменять товар продавец имеет право затребовать документ, подтверждающий факт покупки, например кассовый или товарный чек (доказывающие факт оплаты). Но утрата товарного или кассового чека не является стопроцентным основанием для отказа продавцом в удовлетворении требований покупателя, решившего вернуть товар в магазин. Доказательством факта покупки может стать свидетель, согласно п. 5 ст. 18, п. 1 ст. 25 Закона от 07.02.1992 N 2300-1. Если же у потребителя нет ни чеков, ни свидетелей совершения покупки, то процесс возврата осложняется.
Какие документы нужны для возврата товара?
Если покупатель обратился в магазин за возвратом денег и возвращает приобретенный товар, то продавец имеет право запросить предъявление следующих документов:
- Документ, удостоверяющий личность покупателя
- Товарный или кассовый чек
Магазин для возвращения денег за возвращенный товар вправе затребовать паспорт покупателя, согласно п. 2 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У; п. 6.1 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.
Обратите внимание, что если возвращается товар ненадлежащего качества, купленный в кредит (потребительское кредитование), то продавец обязан вернуть вам не только уплаченные за товар денежные средства, но и компенсировать проценты и иные платежи, уплаченные по кредитному договору (договору займа). Однако в таком случае, согласно п. 6 ст. 24 Закона N 2300-1, потребитель обязан предоставить к вышеозвученным документам еще и свою копию кредитного договора, а также платежные документы, подтверждающие оплату процентов и иных платежей по нему
Необходимо ли хранить товарный / кассовый чек?
В случае, когда вы приобретаете дорогостоящие покупки, например бытовую технику, ноутбуки, электронику или смартфоны — мы рекомендуем вам хранить товарный / кассовый чек на время гарантии. Да, действующая редакция закона «О защите прав потребителей» стоит на стороне покупателя и допускает возврат или обмен товаров даже при отсутствии кассового чека, но имея на руках чеки вам будет гораздо легче добиться возврата денег или обмена товара.
Согласно Статьи 25 Закона РФ N 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992:
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Не забывайте, что при отсутствии товарного чека вы можете предоставить продавцу инструкцию по применению купленного товара, технический паспорт, гарантийный талон или другие документы, в которых содержатся данные о продавце и дата покупки.
Если продавец отказывается принять товар на возврат без чека, то вы смело можете обращаться в Общества по защите прав потребителей или сразу в суд.
Необходимо ли хранить упаковку / коробку товара?
Если вы возвращаете товар в магазин по причине его недостатков, то отсутствие упаковки не является поводом для отказа продавца в удовлетворении вашей претензии и требования возврата денежных средств. Но если вы возвращаете качественный товар не позднее 14 дней с даты его приобретения, то вы обязаны сохранить товарный вид покупки, включая потребительские свойства, а значит и упаковку. Таким образом первые две недели после покупки товара — его упаковку и коробку лучше хранить. Спустя две недели после покупки хранить упаковку/коробку смыла нет, поэтому можно её выбросить.
Лайфхак: чтобы обезопасить себя от потери или выцветания чека (а с современными кассовыми чеками это случается довольно часто) вы можете его сфотографировать на смартфон или отсканировать настольным сканером, сохранив его скан на компьютере. При этом если вы оплачивали товар банковской картой, то можете в будущем доказать факт оплаты с помощью выписки по банковскому счёту, к которому привязана ваша кредитка (или дебетовая карта).