Как правило, администрация кафе, ресторана или бара устанавливает правила поведения в собственных помещениях, запрещающие посетителям находиться внутри заведения в верхней одежде. Некоторые владельцы общепита запрещают еще и держать верхнюю одежду при себе (на спинке кресла или на диване рядом). Подобные требования заведений общественного питания не противоречат действующему российскому законодательству согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036. Но кто несёт ответственность и каков её размер в случае кражи верхней одежды или личных вещей в ней оставленных, при сдаче в гардероб? Какова ответственность организации за сохранность вещей посетителей, оставленных в специально отведенных для этого местах?
В этой публикации мы разберемся, кто несет ответственность за сохранность личных вещей и одежды посетителей кафе, ресторанов или баров, особенно, если в заведении нет гардероба.
- Кто отвечает за сохранность вещей посетителей?
- Порядок возмещения убытков посетителю в случае утери или повреждения вещей
- В каких случаях заведение не отвечает за утрату вещей посетителей?
Кто отвечает за сохранность вещей посетителей?
Согласно п. 2 ст. 924 и п. 1 ст. 891 Гражданского Кодекса Российской Федерации организации, не располагающие гардеробом, но имеющие отдельные места, специально отведенные для хранения верхней одежды и вещей (зонты, рюкзаки, сумки) посетителей, обязаны предпринимать меры необходимые для обеспечения сохранности вещей, оставляемых без сдачи их на хранение (под номерками).
Сразу стоить упомянуть о судебной практике, по которой суды не всегда считают, что вешалки в кафе или ресторанах являются специально отведенными для хранения вещей местами, см. например: Апелляционное определение Московского городского суда от 10.08.2015 по делу N 33-21135/2015 или Апелляционное определение Московского городского суда по делу N 33-25385 от 20.10.2014.
Оборудуя отдельные места для хранения вещей посетителей (например, устанавливая вешалки для верхней одежды, или подставки под зонтики), заведение тем самым предлагает посетителю оферту — воспользоваться услугой безвозмездного хранения его одежды и вещей на то время, пока гость будет получать услугу оказываемую организацией, например, услуга общественного питания в кафе или ресторане, развлекательная программа в баре и т.д.
Посетитель заведения соглашается с подобной офертой, акцептует её, оставляя свою одежду или вещи в отведенном месте (пальто на вешалке, зонтик в стойке и т.д.), согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ. После чего ответственность ответственность за утрату, кражу или повреждение вещей посетителя, оставленных в отведенном для этого месте, несёт уже ресторан (кафе, бар или иное заведение).
Важно помнить, что в случае, когда посетитель покинул заведение, забыв свою одежду или вещи в месте хранения, то в соответствии со статьёй 901 ГК РФ ответственность на организацию ляжет только в случае утраты или повреждения его вещей лишь при наличии умысла или грубой неосторожности со стороны заведения.
Порядок возмещения убытков посетителю в случае утери или повреждения вещей
В случае, когда организовано безвозмездное хранение вещей посетителей, то в случае утраты или порчи убытки возмещаются в соответствии с п. 2 ст. 902 ГК РФ:
- За утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей (устанавливается экспертизой).
- За повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость из-за повреждения.
Обратите внимание, что порядок возмещения убытков в случае повреждения вещи, когда её качество изменилось настолько, что она не может быть использована по своему назначению (вышла из строя), позволяет посетителю требовать от заведения полного возмещения стоимости поврежденных вещей, а также иных возможных убытков в рамках действующего законодательства.
Таким образом, в ситуации, когда оставленные посетителем в специально отведенном для этого месте вещи или одежда (пальто, куртка, головной убор и т.д.) пропали (оказались украдены) в то время, пока посетитель получал предоставляемую заведением услугу, организация обязана возместить посетителю полную (на день происшествия) рыночную стоимость утраченной вещи (вещей).
Если оставленные в отведенном для хранения месте вещи были испорчены (порваны, на одежде появились пятна, зонт сломан и т.д.), но не утрачены, то организация должна возместить своему посетителю разницу между рыночной стоимостью вещи до ее повреждения и рыночной стоимостью вещи после повреждения (с учетом ремонта, химчистки и т.д.).
Если же вещи оказались испорчены до такой степени, что потеряли свои потребительские качества, то пострадавший посетитель имеет по закону право отказаться забирать поврежденную вещь (вещи) и требовать от заведения выплатить ему рыночную стоимость вещей, пришедших в негодность.
В каких случаях заведение не отвечает за утрату вещей посетителей?
Но не во всех случаях закон предусматривает ответственность заведения за сохранность. Например, за ценные вещи посетителей (кошельки, смартфоны, ноутбуки, фотоаппараты и тд), оставленные в местах для хранения одежды и головных уборов, организация не отвечает.
Таким образом, если вы в кармане своей куртки оставили паспорт и крупную сумму денег, и в итоге они пропали, пока вы обедали в ресторане, то собственник заведения не обязан возмещать вам эту пропажу, если только вам не удастся доказать, что кража была совершена персоналом ресторана или злоумышленниками по их наводке и при непосредственном участии. Ровно такой же подход будет и при пропажи портфеля или женской сумочки, оставленных на вешалке, где должны быть лишь верхняя одежда и головные уборы. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам все ценные вещи держать в ресторанах или барах при себе, заранее готовиться к таким походам и если вы знаете, что предстоит вечеринка с алкоголем, а гардероба в баре нет, то лучше всё ценное оставить дома, а с собой взять только документы и кредитки, чтобы оплатить счет и расплатиться за такси, когда будете добираться из заведения домой.