Что делать, если страховая не платит по договору каско

Договор каско, то есть договор добровольного страхования, защищающий владельца транспортного средства от ущерба или угона независимо от того, кто являлся виновной стороной в ДТП, заключается на условиях, определенных в стандартных правилах страхования (см. п. 1 ст. 943 ГК РФ и п. 3 ст. 3 Закона № 4015-1 от 27 ноября 1992 г.). При этом правила страхования являются неотъемлемой частью договора страхования каско. При заключении договора страхователь получает на руки правила страхования вместе с договором. Рассмотрим подробнее, что делать, если страховая не платит по договору каско и какого порядка действий необходимо придерживаться в сложившейся ситуации.

Случаи, при которых страховщик может быть освобожден от выплаты страхового возмещения, указаны в ст. ст. 963 и 964 ГК РФ. Страховщик принимает и утверждает правила страхования, которые должны соответствовать Гражданскому кодексу, в том числе вышеуказанным статьям. И если страховщик при заключении договора каско допустит злоупотребления, это может, согласно п. 6 Обзора судебной практики ВС РФ № 1, утвержденного Президиумом ВС РФ 16 февраля 2017 г., привести к тому, что договор будет признан недействительным.

 

Что делать, если страховая не платит по договору каско

Получение письменного отказа от страховой компании

Чтобы выяснить причину, вы должны получить от страховой компании письменный отказ с указанием пунктов законодательства, на основании которых страховщик отказывает в выплате страховой суммы.

Проверка законности оснований для отказа в страховой выплате

Напоминаем, что основания для отказа в страховой выплате перечислены в статьях 963 и 964 ГК РФ.

Если в данных статьях вы не смогли обнаружить соответствия с причиной отказа, обозначенной страховой компанией, вы можете направить страховщику письменную претензию.

Часто страховщики пользуются вариантом сужения страхового покрытия. Это означает, что, например, страховка будет действовать только если управление автомобилем осуществлял водитель из ограниченного перечня лиц, указанных в страховом полисе. Поэтому, если при наступлении страхового случая за рулем автомобиля находился человек, не внесенный в списки лиц, допущенных к управлению согласно страховому полису, страховщик откажет в страховой выплате на законных основаниях.

Как составить письменную претензию страховой компании

Претензия составляется по общим правилам составления письменных документов и должен включать в себя следующие сведения:

  1. Ваше требование о страховом возмещении;
  2. Перечисление обстоятельств, которые дают вам основание выдвигать соответствующие требования;
  3. Перечисление правовых норм, которые дают вам право на ваши требования;
  4. Укажите срок рассмотрения претензии. Стандартный срок рассмотрения обычно составляет 10 дней;
  5. Укажите ваши последующие действия после того, как вы не получите ответ в требуемый срок или получите отказ в удовлетворении требований.

Претензия составляется в двух экземплярах, при личном вручении на втором экземпляре, который остается у вас, представитель страховщика должен поставить дату и время приема документов, свою подпись и должность, а также входящий номер.

Если лично вручить претензию не получается, вы можете воспользоваться почтой. Для этого вы можете отправить претензию заказным отправлением с уведомлением о вручении.

Претензия направляется для соблюдения досудебного порядка разрешения спора. Однако в случае защиты прав потребителя страховых услуг данный порядок соблюдать нет необходимости, и направление претензии вы можете применить только по собственной инициативе. Вы можете сразу обратиться в суд, без предварительного направления претензии страховщику.

Как подать в суд на страховую компанию

Говоря о том, что делать, если страховая не платит по договору каско необходимо понимать: если поданная Вами претензия осталась без ответа в указанный срок, или ответ был отрицательным, вы вправе обратиться в суд.

Что делать, если страховая не платит по договору КАСКО

Исковое заявление необходимо составлять с указанием дат и времени наступления страхового случая, перечислением ваших действий и бездействия страховой компании. Эти сведения указываются в хронологическом порядке. В иске вы должны указать свои требования к страховщику, обосновав их конкретными положениями закона.

Все документы, подтверждающие наступление указанных в заявлении обстоятельств, должны быть приложены к иску. В том числе документы, полученные вами в ГИБДД, документы, выданные уполномоченными органами, документы, полученные при обращении со страховщиком, например, отказ страховщика в удовлетворении ваших требований, вашу претензию, ответ на претензию страховщика и т.п. документы.

Для обоснования требования к страховщику вы можете самостоятельно организовать независимую оценку ущерба автомобилю. Отчет о проведенной оценке и стоимости ремонта согласно заключению эксперта вы должны также приложить к заявлению.

Поскольку отношения по договорам имущественного страхования разрешаются согласно положений законодательства РФ о защите прав потребителей, то вы имеете ряд преимуществ. В том числе вы имеете право не уплачивать госпошлину, подавать иск по месту своего жительства или пребывания, а также право на получение неустойки и штрафа в размере 50% от взысканной суммы со страховщика.

Что предпринять, если страховая не платит по договору каско

В том случае, когда страховая компания не отказывает в выплате страхового возмещения, но сумма возмещения не покрывает причиненный ущерб, то есть, занижена, вы можете предпринять следующие шаги.

  1. Вы вправе организовать независимую оценку ущерба;
  2. Отчет об оценке вы прикладываете к требованию пересмотра суммы страховой выплаты;
  3. Если страховщик отказывает в пересмотре – направляете заявление в суд.

В случае, когда страховщик затягивает выплату сверх положенного срока, вы можете:

  • Предъявить претензию в адрес страховщика на основании несоблюдения им указанных в правилах страхования положенных сроков осуществления выплаты;
  • Если страховщик отказывает в удовлетворении требования, направляете заявление в суд.

Надзор над страховщиками осуществляет Банк России согласно пп. 7 п. 1 ст. 4.1, п. 3 ст. 30 закона № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. Соответственно, вы можете подать жалобу на неправомерные действия страховщика в Банк России.

Если страховщик отказывает в выплате страхового возмещения при наступлении такого страхового случая, как угон автомобиля с оставленными в нем документами, согласно судебной практике, такой отказ в большинстве случаев будет признан неправомерным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Задать вопрос или оставить комментарий